Меню Закрити

«Как делать уроки?»

Написал статью «Как делать уроки?» для сайта нашего семейного клуба и решил с Вами поделиться 😉 Вот она.
Некоторое время назад я опубликовал статью «Как встречать ребенка со школы? (українська версія статті “Як допомогти дитині вчитися? Частина 1. Як зустрічати дитину зі школи?”)». Это была первая часть из серии «Как помочь ребенку учиться?».
Сегодня мы поговорим о том «Как делать уроки?»
На самом деле тема очень обширная, поэтому эта небольшая статья будет в форме нескольких советов, ну а в скором времени появятся другие материалы.

1. Определить стабильное время, когда будете делать уроки. Это поможет ребенку настраиваться на процесс «делания домашних заданий». Ведь если время разное, то у нашего школьника складывается впечатление, что уроки дело не обязательное и есть что-то, что важнее.

2. Скорее всего, у вашего ребенка есть любимые и очень не любимые уроки. Что-то он с радостью сядет делать, а от мысли о других предметах начинается истерика. Мы взрослые понимаем, что жизнь такая штука, что нужно иногда делать что-то такое, что не очень нравится, например, оплачивать счета. ? здесь нужно понимать, что чем раньше мы поможет и научим ребенка справляться и делать то, что не нравиться, тем легче ему будет дальше и, конечно, во взрослой жизни. Есть простой метод. Вы договариваетесь в таком формате: 30 минут мы делаем математику, а потом 30 минут делаем что-то другое, что ты хочешь. Тем самым мы не даем ребенку возможности отлынивать и искать аргументы, а показываем хорошую перспективу после 30 минут мучительного задания. Вспомните себя, как мысли о вкусном ужине в любимом кафе с любимой женой помогают сделать не очень любимую часть работы.
3. «Что задано?». «Не помню» – часто отвечают дети и мамы берутся за телефон звонить мамам-коллегам. Но так нельзя. Мы должны учить ребенка запоминать домашнее задание самим. Это их сфера ответственности. Если не запомнили, пусть сами узнают, звонят подружкам и друзьям или даже учительнице. Лучше один раз объясниться с педагогом, нежели всю жизнь что-то делать за своих чад, а хороший педагог и так все поймет. Конечно, нужно еще и убедиться, что учитель дает возможность записать д/з и делает это качественно. Например, учительница нашей старшей дочери, всегда записывает задания на доске и напоминает родителям, чтобы они, в свою очередь, напоминали детям о записи домашнего задания. Повторюсь, главная идея – это приучить ребенка, что у него есть своя сфера ответственности.

4. Садимся делать уроки. Точнее – САД?ТСЯ делать ребенок, а вы – вдалеке. Не нужно нависать над ним, как коршун над своей жертвой, ох, как многие из родителей этим страдают. Садитесь дальше. Сделал ребенок задание – пусть скажет. ? первое, что он должен услышать в ответ: «Молодец» – ведь он сделал! ? только потом проверять. Но, не вы проверять, а сам ребенок. Они этого не умеют – нужно этому учить. Например, язык, списывание текста. Попросите своего школьника сопоставить с образцом. Важно, чтобы ребенок научился находить ошибки самостоятельно, сопоставляя, анализируя. Не указывать на ошибку самому, а помочь увидеть. Написал ребенок слово с ошибкой, покажите слово-оригинал. Не видит? Попросите прочитать по слогам. Это не просто учит выявлять ошибки, но помогает правописанию. Например, математика. Вы видите, что пример/задача решена не правильно. Сравнивать нужно не по результату, а по процессу. Пусть расскажет, как он решал. В процессе сравнивайте действия с правилами.
Это все важно для развития такого нужного качества как самоконтроль. Задача домашних заданий – научить самостоятельно проверять и оценивать. Не научитесь в третьем классе, тогда придется в десятом изучать органическую химию, а оно вам надо? Но все же, главное это помочь ребенку научиться самоконтролю.

Как мотивировать? Сравнивая и показывая прогресс. Еще месяц назад ты не умел прибавлять числа, а сегодня умеешь умножать, отнимать. Показывайте ребенку динамику развития его знаний. Говорите о завтра: «Вчера не умел, сегодня научился и завтра получиться». Конечно, перечитывая этот пункт и вспоминая, что скоро моя дочь придет домой, я осознаю всю степень нужного заряда долготерпения. Мне иногда приходиться не по себе, но оно того стоит. Работа с ребенком, как и работа агронома: глупо ожидать, что помидоры, посеянные в апреле, дадут урожай в начале мая. Больше того, отсутствие помидоров в мае нас не злит, а от ребенка мы хотим во втором классе выдержки и самоконтроля которым сами часто не блещем. Что бы был урожай, нужно ухаживать, поливать, удобрять. А ребенок, растение куда более сложное. Так что, набираемся терпения и вперед. Скоро (ну не очень) нас ждет урожай радости и гордости за нашего умницу.

? напоследок, еще раз об оценках. Хорошие оценки не всегда повод для радости. Если они даются путем тотальной ненависти ко всему и всем – это не успех. Наша задача учить ребенка учиться, а не получать оценки. То есть помочь ребенку оценивать, что он умеет, а что нет. ? научить обращаться за помощью. Ведь чтобы попросить помощи нужно осознать себя незнающим чего-то. ?менно поэтому нужно уточнять, что хочет ребенок. ?ногда они просто хотят и говорят: «Реши за меня» (не так прямо, конечно). ? здесь нужно не поддаться на уловки.

Если ваш ребенок в процессе делания уроков просто надулся – это чистейшей воды манипуляция. Он пытается у вас вызвать чувство вины, мол – «Я такой бедный и обиженный. Хватить там сидеть, иди, сделай за меня, а я пойду гулять, играть». Всегда в подобных ситуациях (манипуляция) нужно понять: что он хочет? Полезно ли это ему? ?ли какова причина того, что он “надулся”.

Если у вас возникают вопросы, пишите нам, мы с радостью будем на них отвечать. Также напомню о первой части «Как встречать ребенка со школы?» из серии «Как ребенку помочь учиться?
Мудрости Вам и огромного терпения. Ждем ваших отзывов и комментариев.
Семейный консультант, отец двух дочерей, Сергей Терентьев.

http://familyclub.rv.ua/statti/kak-delat-uroki.html

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *